Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
18:11 

Свет мой зеркальце скажи!

Vayleant
Мир это просто волшебная игрушка...так поиграем же с ним
Сегодня у меня какое-то мистическое настроение. Посему быть вот такому рассказу.
Помните свои юные годы? А помните вот такие строки:
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И красуясь говорила:
"Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?.."
А.С.Пушкин
СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ
И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ

Наверняка ведь помните? Я читая эту замечательную сказку всегда задавалась вопросом, а откуда взялось это зеркальце и почему оно было у такой противной королевы? Не так давно копаясь в дебрях интернета неожиданно для себя нашла ответ на этот, давно уже отошедший на дальние планы, вопрос.

Весной 1875 года в Петербурге ожидались гастроли парижской опереточной дивы Анны Жюдик.
К началу первого же спектакля по Невскому невозможно было протиснуться из-за нескончаемого потока поклонников с огромными корзинами цветов. Даже желчный поэт Некрасов отозвался четверостишием:
Мадонны лик,
Взор херувима,
Мадам Жюдик
Непостижима.

Но вглядитесь внимательно! Анна вряд ли можно назвать настолько красивой, а уж что бы её таковой признали сотни и тысячи зрителей...
Однако, русские поэты всегда были провидцами! И Некрасов уловил самую суть – у Анны Жюдик действительно была непостижимая тайна.
…Шел 1867 год. 17-летняя Анна пыталась пристроиться хоть на какой-нибудь сцене Парижа. Она только что закончила консерваторию по классу вокала, но ни одно прослушивание не принесло ей ангажемента. Театральные агенты только кривились, глядя на нее: «Да вы, голубушка, и низковаты, и полноваты, да и лицом круглы. С такой простонародной внешностью в провинцию ехать надо!».
Загадочный антиквар
Анна поежилась. Опять осень – сырость, мгла. Голос снова станет садиться – того и гляди? директор ее выгонит. Вот уже почти год она разъезжает с бродячей труппой по провинциальным городкам Франции, нигде особо не задерживаясь. Концерт, другой: песенки, куплеты – и труппа снова снимается с места. В дешевые гостиницы и заходить-то противно, не то, что жить там.
Певица потуже замотала шерстяной шарф и оглядела старую улочку городка, куда ее забросили гастроли. Она и не заметила, как, задумавшись, ушла далековато от центра. В конце улочки под старинным свечным фонарем тускло высвечивалась вывеска: «Антикварная лавка».
Дверь открылась со скрипом. В лавке было темно, только тусклая свеча чадила в медном подсвечнике. Анна подошла к покосившемуся бюро из красного дерева. Почему-то ей захотелось выдвинуть средний ящичек и нащупать что-то гладкое в его таинственной глубине. Словно зачарованная, Анна протянула руку и уставилась на свою находку – маленькое овальное зеркало с медной ручкой.

Зеркальце было довольно простенькое, но, сразу видно, что очень старое, хотя и совершенно не мутное, а притягательно блестящее.
– Это для вас! – услышала Анна свистящий шепот. – Вы можете взять!
По старой скрипучей лестнице медленно спускался тощий, высохший антиквар. Девушка ужаснулась – старик был похож на таинственную мумию и столь же загадочно усмехался:
– Вы пришли туда, куда нужно, и нашли то, что необходимо. – Я зашла к вам случайно! – ахнула певица. – Ничего случайного не бывает, – отозвался старик. – Все предопределено. Это зеркало ждало именно вас. Больше трехсот лет назад его создал великий итальянский скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини. Тогда он жил и работал во Франции при дворе Франциска I. Создавал скульптуры, не брезговал столовыми сервизами и зеркалами. Но однажды чем-то не угодил королевской фаворитке герцогине д’Этамп, и та подослала к нему убийц. Однако известная красавица Диана де Пуатье, возлюбленная сына Франциска – будущего короля Генриха II, помогла Челлини тайком уехать из Франции. В награду тот создал для нее волшебное зеркало. Когда женщина смотрится в него, оно дает ей необычайную красоту. Да только красавице Диане не было нужды в волшебном зеркале. Так что оно затерялось в веках. Говорят, потом его нашла королева Мария-Антуанетта. И, глядясь в него, стала настоящей красавицей. Но ей не повезло – революция казнила бедную королеву. А зеркало Челлини снова потерялось. И вот оно всплыло в моей старой лавчонке. А уж раз вы сумели сегодня найти его, оно – ваше!

Покорение Парижа
Высоко подняв голову, Анна Жюдик подошла к знаменитому театру «Варьете», в котором блистали оперетты Оффенбаха. Всемирно известный маэстро согласился прослушать ее после того, как услышал ее песенки в модном парижском кафе «Фоли-Бержер». Конечно, Анна Жюдик уже давно выступает там с громадным успехом, но ведь кафе не театр, каким бы модным оно не было. А уж если Жюдик пробьется на подмостки театра Оффенбаха, это будет необычайное чудо!
Композитор встретил ее в фойе. Прищурился, оглядев с ног до головы, и скривился. В блеске прожекторов «Фоли-Бержер» эта певичка показалась ему необычайно привлекательной, а сейчас при свете дня видно, что она далеко не красавица.
Если еще и голос ее подведет… Ну да ладно, раз уж пришла, пусть выйдет на сцену! Оффенбах повелительно взглянул на претендентку:
– Покажите, что умеете! – Но я должна загримироваться, маэстро! – пролепетала Анна, вынимая небольшое зеркало.
Оффенбах вздохнул: с такой простоватой мордашкой сколь не гримируйся!.. Но через четверть часика занавес пошел вверх, и перед изумленным композитором предстала женщина поразительной красоты и сценического обаяния. Дирижер взмахнул палочкой, и Оффенбах чуть не кинулся на сцену в восторге – у Анны Жюдик оказался прелестный гибкий голос. Уже через несколько месяцев она дебютировала в оперетте Оффенбаха «Принц-морковь» по сказке Гофмана, потом ее ввели на заглавные роли в «Прекрасной Елене» и «Герцогине Герольдштейнской» – коронных партиях великой примы Гортензии Шнейдер. Но Анна каждую роль выстроила по-своему. Публика пришла в бешеный восторг, критики писали, что Жюдик – «красавица оперетты», «квинтэссенция женственности», «царица повышенной эротичности».

Певица Анна Жюдик (Anne-Marie-Louis Damiens) на литографии Тулуз-Лотрека

Одно было плохо. Едва войдя в гримерку, примадонна выгоняла всех, усаживалась за гримировальный столик и вынимала зеркальце. Как она священнодействовала над своей внешностью, никто ни разу не видел.
Потеря
Анна металась по своим апартаментам. Куда она могла положить свое зеркало? В спальне нет, в ванной комнате тоже. Неужели потеряла?!
Певица судорожно вздохнула. Надо успокоиться и взять себя в руки. В конце концов, даже если она останется без красоты, голос все равно никуда не денется! И вот Анна уже сидит в своей театральной гримерной, чтобы ни случилось, спектакль начинается ровно в 8 часов вечера.
– Мадам Жюдик! Пожалуйте на сцену! – помощник режиссера почтительно приоткрыл дверь и застыл на пороге. – Как вы себя чувствуете, мадам? Что случилось? – Ничего! – сквозь зубы процедила Анна и вышла в коридор. За ее спиной послышалось перешептывание – певцы чуть слышно обсуждали, как плохо выглядит сегодня их прима.
Как прошел спектакль, Анна и не помнит. Кажется, она не раз сбивалась то в арии, то в тексте. Хорошо, суфлер выручал! После спектакля певица еле добралась домой. Входя, взглянула на себя в огромное зеркало в прихожей – лучше бы и не смотрела!
Наутро Анна перевернула весь дом, потом гримерку в театре. Но зеркало Челлини как в воду кануло. А через месяц Анна в ужасе заметила, что теряет не только красоту – от волнения садится голос! Оставалась только одно – найти таинственного, словно высохшая мумия, антиквара – может, у него есть другое зеркало?
Анна понеслась в маленький провинциальный городок, где когда-то гастролировала в юности. Долго ходила, разыскивая заброшенную лавчонку. Вконец обессиленная, нашла-таки знакомый дом.
– Здесь была антикварная лавка? – спросила актриса у старушки, сидевшей около дома. Старушка долго шамкала беззубыми губами, словно подсчитывала что-то. Наконец ответила: – Была. Но когда моя бабушка выходила замуж, эта лавка закрылась!
Анна отшатнулась от сумасшедшей старухи. Что та мелет?! Ведь всего четырнадцать лет назад Анна сама была в этой лавке! А старуха набрала воздуха и захохотала: – Разорился антиквар-то! С того времени прошло уж, почитай, годков семьдесят!
Анна страдальчески прижала пальцы к вискам. Куда она попала? С кем говорит? Что тут вообще происходит?! Чертовщина какая-то! И вдруг, словно сквозь туман, всплыли слова старого антиквара:
– Ничего не бывает случайно. Всё предопределено!
Выходит, то, что зеркало потерялось или само ушло от Анны, тоже предопределено? Но почему?! И снова всплыли в памяти слова таинственного антиквара:
– Вы нашли то, что необходимо.
Конечно, в те далекие годы зеркальце красоты было действительно необходимо Анне. Но разве сейчас оно не нужно ей еще сильнее?! Тогда начинающая певица разучивала новые песенки, потом новые роли в опереттах, а теперь и старые роли рассыпаются в прах, а уж новых-то давно нет. Неужели дело в этом? Зеркало помогает человеку, усиливает красоту и талант. Но если этот самый талант негде показать? Может, потому оно пропало куда-то? Ушло к той, кому нужнее?.. Что же тогда делать ей, бедной Анне Жюдик?..
Певица вздохнула поглубже и до боли сцепила пальцы. Нельзя биться в истерике и сетовать на жизнь. Надо просто найти для себя новую роль. Но где и как? И кто сможет ей помочь?..
Триумф
Композитор Флоримон Эрве, работавший когда-то в одном театре с Оффенбахом, теперь хотел только одного – покоя. Два года назад, в 1880-м, бедный Оффенбах умер, оперетта больше не в чести, и Эрве, двадцать лет сочинявший в этом жанре, естественно, тоже. Что ж, теперь он остался один, редко выходит из дома, да и не стремится выходить в свет. Кое-какие сбережения у маэстро есть, можно и отдохнуть!
Анна прекрасно знала всё это. Но после смерти Оффенбаха композитор Эрве оставался ее последней надеждой. Только он мог бы написать прекрасную оперетту, где ведущая партия будет ярка и приятна, но не сложна – под силу угасающему голосу мадам Жюдик. Но для этого надо хорошенько попросить упрямого и нелюдимого маэстро. Ничего, если надо, она, «непостижимая Жюдик», встанет перед композитором на колени и прольет слез столько, сколько необходимо. Ради сценического возрождения ничего не жалко!
Полгода она репетировала как проклятая, к вечеру падала совершенно без сил. В декабре 1883 года Париж запестрел афишами: «Мадемуазель Нитуш». Оперетта Ф. Эрве. В главной роли – Анна Жюдик».
26 декабря утром, перед премьерой, Анна проснулась как от толчка. Вскочила и, повинуясь совершенно непонятному импульсу, открыла ящик своего старого комода, куда небрежно складывала программки прошлых спектаклей. В ящике, загадочно блестя, лежало потерянное зеркало.
Откуда?! Анна не стала выяснять. Как говорил антиквар: «Всё предопределено». Певица понеслась в театр. Три часа просидела в гримерке, никого не впуская. Вечером на сцену «Варьете» вышла юная красавица, вновь покорившая Париж. Ее героине Денизе было семнадцать лет, но мадам Жюдик в свои тридцать три года выглядела еще моложе.

Путешествие во времени
Триумф «Мадемуазель Нитуш» был долгим – мадам Жюдик блистала на подмостках еще почти десять лет.Афиша - турне Анны Жюдик

Потом, как-то тихо и незаметно, она ушла со сцены, но после себя оставила в оперетте целый «стиль Жюдик». Что она сделала с волшебным зеркалом Челлини, мы, конечно, не узнаем. Но говорят, однажды начинающая певица и актриса Марлен Дитрих, гастролируя по Франции, купила на одной из дешевых распродаж небольшое зеркальце в простенькой медной оправе. С тех пор «вечно женственная Марлен» блистала в кинематографе и на сцене, и вплоть до девяноста лет все называли ее красавицей.
К кому попало волшебное зеркало Челлини после Марлен – неизвестно. Но присмотритесь к своему зеркалу – может, путешествуя во времени, оно попало к вам?..

@темы: интересности, размышления

URL
Комментарии
2012-01-24 в 18:15 

Vayleant
Мир это просто волшебная игрушка...так поиграем же с ним
Как я уже говорила автор этого зеркала - Бенвенуто Челлини. И о нём есть очень много историй и предположений. Попытаемся вглядеться в суть...
"Зеркало Челини"

Владеть им мечтали многие, но оно само выбирало себе хозяек, достойным оно шедро дарило свою магию. Те же, кто пытался украсть это удивительное зеркало, вскоре погибали. Магическое зеркало, созданное великим мастером итальянского возрождения Бенвенуто Челини, почти 500 лет путешествовало по миру в поисках своей истинной владелицы. Оно дарило одним молодость и красоту, других же жестоко наказывало. Откуда оно пришло?
Больше трехсот лет назад его создал великий итальянский скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини. Тогда он жил и работал во Франции при дворе Франциска I. Создавал скульптуры, не брезговал столовыми сервизами и зеркалами. Но однажды чем-то не угодил королевской фаворитке герцогине д’Этамп, и та подослала к нему убийц. Однако известная красавица Диана де Пуатье, возлюбленная сына Франциска – будущего короля Генриха II, помогла Челлини тайком уехать из Франции. В награду тот создал для нее волшебное зеркало. Когда женщина смотрится в него, оно дает ей необычайную красоту. Да только красавице Диане не было нужды в волшебном зеркале. Челлини заговорил зеркало от воров. Это было заклятье старого мастера,которое действует неотрвратимо всегда. Магию зеркало излучает только на женщину,красота которой служит людям. Диана Пуатье потеряла своего возлюбленного и сама добровольно отправилась в ссылку,скрывшись от света в монастыре.Зеркало с тех пор как-то затерялось. Говорят, потом его нашла королева Мария-Антуанетта. И, глядясь в него, стала настоящей красавицей. Но ей не повезло – революция казнила бедную королеву. А зеркало Челлини снова потерялось.
читать дальше

URL
2012-01-24 в 18:25 

Vayleant
Мир это просто волшебная игрушка...так поиграем же с ним
однако мало кто знает, что Дункан потеряла не только жизнь. После неожиданно возросшего вновь успеха у зрителей Айседора недолго радовалась триумфу. Неожиданно умирают её сын и дочка. поговаривают,что накануне их смерти Айседора видела странный сон,а в нем 2 детских гроба. На утро, испугавшись сна, она поехала к своим детям. Успокоенная тем, что с ними все в порядке и о ни живы Айседора отправила их на машине с шофёром обратно в детский сад. Однако на пол пути машина заглохла и шофёр вышел посмотреть что случилось. Внезапно машина вновь заработала и покатилась с горки. К сожалению и дочь и сны великой танцовщицы погибли. Айседора было разбита и раздавлена этим происшествием и , однажды, идя по парку и вспоминая своих детей она впала в истерику и бросилась под ноги ближайшему мужчине в криком "Помогите мне родить ребёнка". Этим человеком оказался итальянец,который и помог Айседоре, но, несмотря на то,что ребёнка она назвала Патриком(как и погибшего сына), мальчик погиб, не прожив и пары месяцев.
Спустя какое-то время Айседора стала женой великого русского поэта-Есенина, но и это не принесло ей долгожданного счастья: муж постоянно изводил её упреками, ссорами и, по свидетельствам очевидцев, в особо напряжённых моментах любил повторять,"ты женила меня на себе при помощи колдовства". Не прошло и пары лет их брака, как Есенин вернулся в Россию и практически не виделся больше с Айседорой.

Вот так трагически сложилась судьба великой танцовщицы.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Уютная комнатка...

главная