14:20 

Чувства

Vayleant
Мир это просто волшебная игрушка...так поиграем же с ним
Стыд - внутреннее чувство собственной недостаточности, неполноценности, которое калечит нашу жизнь. Стыд затрагивает центральную идентичность человека, его целостную самость, его сущность. Когда меня охватывает стыд, я вообще не ощущаю себя. Моя энергия протекает и истощается, все кажется слишком большим усилием. И даже невозможно представить, что я могу быть в чем - то компетентным, или хоть кто - то может меня любит и уважать. Стыд очень некомфортен. Он делает нас тяжелыми, онемевшими, сонными и подавленными. Он обволакивает нашу жизненную энергию как тяжелое одеяло и мы теряем связь с собой. Стыд - это чувство себя лишним и ни к чему не принадлежащим… Центральный страх стыдящегося - это страх быть оставленным, брошенным и умершим от эмоционального голода.

При стыде очень характерным является ощущение от утраты какой - то части «Я». При переживании стыда человек чувствует себя не субъектом, а ужасным объектом. Стыд возникает как ответ внутреннему Судье, Критику, часто - садистическому. Голоса стыда осуждают не только нас, но и вся снаружи и мир начинает казаться враждебным и темным местом, отсюда приходит глобальное недоверие... Мы либо ситуативно терзаемся стыдом и мечемся между манией величия и комплексом неполноценности, либо полностью отождествлены со стыдящейся частью себя.

Из нее наше поведение становится автоматическим, шаблонным, мы не доверяем своим чувствам и желаниям, чувствует огромную зависимость от других в самооценке, внимании и любви. Мы так отчаянно в этом нуждаемся , что становимся угождаюшими, делающими, спасающими. В отождествлении со стыдом мы убеждены, что другие лучше нас: привлекательны, умны, сильны, успешны, компетентны –все это мы проецируем на других. Отсеченные от чувствования себя, мы идем за оценкой к другим.

Мы можем испытывать глубокий стыд и неуверенность в разных аспектах: в связи с телом, сексуальностью, творчеством, умом. Самовыражением, родительством итд. Воздействуя на наше общение, стыд вообще не позволяет нам открыться. Из стыда легко образуется вечное чувство вины - чувство что я сделал что - то плохое. Мы так воспитаны и имеем твердые убеждения, что стыду, поражению, недостойности нельзя поддаваться, а бороться и работать еще больше и тяжелее. Они - признак слабости и лени.. Если я позволю им поддаться, я никогда не смогу выбраться..

На самом деле все обстоит ровно наоборот: не совершив путешествия в собственный стыд, мы не сможем найти себя… Мы будем тонуть в стыде или преодолевать его, но в любом случае он будет управлять нашей внутренней жизнью.

Этапы внутренней работы со стыдом:

1. Чувствование стыда. Стыд исцеляется созданием внутри пространства, чтобы чувствовать и наблюдать, когда он приходит. Это приносит глубину и мягкость. Мы чувствуем и наблюдаем стыдящегося Ребенка внутри нас и внутри каждого. Мы приводим в движение алхимический процесс исцеления, просто оставаясь со стыдом и переживая его. Когда он приходит, осознавать, ничего не пытаясь изменить. Пытаемся увидеть, почувствовать и понять это состояние. Помним, что стыд - это не мы сами. Ничего больше не делаем.

2. Распознавание раздражителей. Провоцирующие стыд факторы иногда очевидны, иногда - почти неуловимы. Это может быть как кто - то смотрит на нас или говорит с нами, когда мы не исполняем чьих - то ожиданий. Это близко к ощущению униженности

3. Исследование - откуда приходит стыд. Эти раздражители имеют много общего с тем, за что нас стыдили в детстве (осуждение, сравнение, наказание. Часто заботящиеся о нас люди, которые тоже несут в себе стыд и сами того не зная, передают его нам.

4. Узнавание компенсаций. Мы очень сильно разотождествляемся со стыдом, когда начинаем узнавать способы, которыми мы от него убегаем. У каждого из нас есть собственный способ не чувствовать стыд или скрывать его. Но в основном все они сводятся к двум категориям: либо «раздуваться», либо «сдуваться». Раздуваться - значит делать больше, быть лучше, производить наивыгоднейшее впечатление, взбираться по карьерной лестнице, доказывать. Раздуваясь, мы используем свою энергию, чтобы убедиться, что стыд нас не пересилит и никогда не можем расслабиться. Сдувание - мы сдаемся и подавляем себя. Мы поднимаем белый флаг, потому что не справились с огромным шоком и болью. Иногда мы сдаемся в одних областях жизни и раздуваемся в других.

5.Выход. Найти смысл в наших переживаниях стыда. Сформулировать метафору этого состояния (желательно юмористическую). В процессе лечения человек учится встречаться со своим стыдом, не используя защиты всегда, чаще набираясь смелости взглянуть реальности в глаза. Цель терапии - в превращении болезненного стыда в умеренный полезный стыд. Умеренный стыд дискомфортен, но не слишком, человек не презирает себя целиком, и, несмотря на первоначальное расстройство, может простить себя и сделать выводы, чтобы исправить ошибки. Умеренный стыд позволяет человеку отслеживать свои отношения с миром. Вместо старания уничтожить стыд, необходимо научиться использовать его в конструктивных целях как сигнал к изменению. В этом случае человек сможет регулировать свое поведение, чтобы нравиться окружающим без потери чувства базовой автономии, он сможет оставаться один без неодолимого страха брошенности., начнется движение от стыда к гордости, к чувству собственного достоинства.

Потребность в любви - это потребность не испытывать стыда. Из занятий Маши Михайловой: вина возникает за деятельность, а стыд за себя. На вину общество дает возможность отреагировать (извиниться, наказать – отбывание срока и т.д.) Со стыдом ситуация другая, за ним скрывается страх. К стыду необходимо относится серьезно, как и к вине. Клиент не всегда понимает, что у него есть чувство стыда, что называется «стыдно испытывать стыд», поэтому терапевт иногда «охотится» за стыдом, чтобы отловить.

Когда есть стыд, всегда есть стыдящий. Стыд всегда связан с одиночеством. Когда нас стыдятся, нас покидают, прерывают с нами контакт. Далее происходит интериоризация – принятие во внутрь, принятие как свое и тогда стыд служит регуляцией нашей экспрессии (интериоризация – есть механизм, который повторяет уход из контакта и стыд начинает работать сам собой) В процессе интериоризации стыда, стыдящего уже нет. Стыд лечится принятием, доверием, легализацией (доверить себя другим). Когда нету возможности отреагировать стыд, тогда можно впасть в бесстыдство.

Страх

Если нуждаемость и зависимость от чужого одобрения, оценок вызывает стыд, то желание отделиться и стать независимым - страх. Страх - естественная реакция человека на таинственный, опасный и непонятный мир. Страх, смятение, разочарование могут подстерегать всюду, страх может парализовать, лишить воли, а иногда даже и убить. Но как отличить полезный страх, инстинкт самосохранения, от ненужного, невротического, неоправданного страха, ослабляющего тело, и разум? Бояться – так же естественно, как и дышать, у каждого из нас есть свои страхи, для кого - то они смешны, а для кого - то - серьёзны.

Обида. Вина

Чувства – это ориентир в окружающей среде, способ понять, что среда на нас как - то повлияла. Чувства дают понять - куда мы попали. Для пограничных людей очень тяжело переживать глубокие чувства. Иногда они выбирают анестезировать себя, ничего не чувствовать чтобы выжить. Но ничего не чувствовать - это стать сумасшедшим, неадекватно реагировать на жизнь и людей.

Зрелость определяется способностью выдержать чувство в полном объеме и осознавать его.
Любые чувства могут быть как биологическими , так и патологичными
Любое чувство - диалогично! Как только чувство «запало в душу» и там и сдохло, лишено возможности быть диалогичным, оно становится токсичным.
Обида, вина - это способ сохранять отношения.
Обида всегда предполагает, что тот, на кого мы обижаемся, любит нас!
Например, обида на умершего - это способ не прощаться и возможно это - лучший вариант. Потому что можно вырвать костыль (обиду) и человек упадет.
Токсичной обида остается также, если второй человек отвергает, не хочет обсуждать нашу обиду.
Часто человек бессознательно отказывается испытывать обиду и принимает решение самому себе делать приятно. Отсюда начинается развитие нарциссизма.
Обида становится обвинением тогда, когда мы не верим в чувства другого и начинаем аппелировать к его долгу.

В нормальных реакциях ребенка, он зависим от маминого одобрения. И плачет от обиды, что она ему не дает то. Что может. А «обламывается» он не о нелюбовь, а о невозможность дать. В патологических случаях ребенок уверен, что мать зависит от его одобрения. Нездоровая реакция - наказывать мать своим неблагополучием. Месть - это реакция злобного, агрессивного горевания. Аффект - это чувство, вырвавшееся из - под выбора.

Итак:
1. Обида - это послание «Ты не должен был со мной так поступать».
2. Обиду может переживать только тот человек, который уверен что его любят.
3. У обиды есть 3 функции: - прояснять отношения – способ выразить свою боль, а другому извиниться, т.е. нейтрализовать боль, - коррекция отношений: люблю, но 24 часа эмоционально обслуживать не буду

Упражнение: рассказать в круге о какой - то обиде (не очень важной), актуальной сейчас. Далее – в парах: выяснить - в чем же ключевая суть претензии? Чего другой не должен был делать с тобой? Почему вообще возможна претензия. Сформулировать как текст телеграммы: как нельзя поступать с тобой. Мой вариант: «нельзя не отвечать взаимностью на мои чувства». С этой «телеграммой» мы входим в отношения. И наше ожидание звучит как внутренний закон (т.е. «должен»). Пишем крупно на листе и подходим к разным людям, чтобы проверить их реакцию на такое мое ожидание. Слушаем комментарий.

Вина

Вина возникает как блокировка нанесения вреда. Вина - социальное чувство, за некие свои действия и нужно для регулирования отношений
1. Вина возможно только в рамках компетенции. Часто вина неадекватна именно из-за того, что это - не зона ответственности человека (например люди, обвиняющие себя в смерти близких).
2. Искупление вины должно быть адекватно совершенному поступку.
3. Неосознаваемый выбор чувствовать вину иногда бывает лучшим в сравнении с переживанием других чувств (тревоги, горя).
4. Продолжать испытывать вину - это способ контроля снизу.
5. Ипохондрические страхи часто связаны с идей огромной вины.

При работе с виной:
- а какой конкретный урон ты нанес тому человеку?
- понять - за что на самом деле человек винится
- даже в случае явно иррациональной вины - не игнорируем ее, а ищем - что за этим стоит
- патологическая вина блокирует то, что должно быть реализовано в каком-то действии

То есть необходимо искать настоящий объект вины. Когда мы завалились в вину перед другим человеком, нужно вернуться на шаг назад в и этим остаться в контакте.

Упражнение: рассказать в круг реальный актуальный сейчас эпизод вины. Затем в парах найти реальный объект вины, ее смысл.
Мой пример: вина перед сотрудниками в случае их матер. притеснения. Чтобы не испытывать, не проживать вину, сдаю свои позиции. За этим стоит страх обнаружить, что людям их материальные интересы, важнее, чем отношения (т.е. меня не любят).

Таким образом, выработка собственных нравственных принципов для меня возможно ценой проживания чувства вины и обнаружения, что совсем не все меня любят и это - нормально!

@темы: Записи на полях, ты видишь эту запись? Нет,тебе показалось

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Уютная комнатка...

главная